Выбрать
Ваш регион
Да, все верно Выбрать другой

Как помочь ребенку заговорить?

09/20/2021
Покупатель: Администратор Главный

Речь ребенка развивается по-разному. В зависимости от условий, характера, особенностей психики и воспитания. В одной семье, где есть несколько детей, один может начать говорить в 1,5 года, другой – быть молчуном до 3 лет. Стоит ли беспокоиться, если речевое развитие запаздывает?

На что стоит обратить внимание?

Первое – то, как ребенок плачет. Плач – первое средство коммуникации и выражения потребностей малыша. Интонации ребенка отличаются, в зависимости от того, холодно ему, больно, хочется кушать или просто, чтобы мама взяла на ручки. Если малыш плачет монотонно, плохо реагирует на голос и окружающие звуки, стоит обратиться к врачу. Это может означать проблемы со слухом.

Со второго месяца начинается период «гуленья» и смеха. Малыш учится произносить разные виды гласных и гортанных звуков. В ответ на общение с людьми и окружающим миром он повизгивает и смеется, учится издавать громкие и тихие звуки.  Затем имитирует движения губ мамы, папы, бабушки, няни, пытаясь воспроизвести губные звуки.

К полугодовалому возрасту появляются первые слоги, подражание звукам взрослого, лепетание, усложняется мимика. К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на» и другие короткие простые слова. Первыми малыш усваивает существительные и глаголы, на уровне лепета из них проще всего строить фразы: «биби бах» — машина упала, «ляля бай» — кукла спит.

К 1,5 годам ребенок воспроизводит знакомые и незнакомые слова, но связные предложения, как правило, появляются уже после 2 лет. В идеале к трем годам лексикон ребенка должен насчитывать до 1500 слов.

Если же к этому возрасту малыш совершенно не использует фразы, либо пользуется только самыми простыми возможна задержка речевого развития. Для этого есть 2 категории причин: физиологические отклонения (например, повреждения головного мозга). В этом случае поможет диагностика врача, работа с неврологом, психологом и логопедом. Во втором случае отклонений нет, у ребенка хорошо развита пассивная речь, но активная запаздывает из-за злоупотребления телевизором, «говорящими» игрушками и играми на гаджете.

Механический звук ребенок не воспринимает как обязательный для подражания и обходится самым необходимым набором для удовлетворения потребностей.

Чтобы подготовить ребенка к уверенной речи, нужно как можно больше читать сказки, разговаривать вместе с ним, петь колыбельные. Речь – это ведь не только слова, но и артикуляционные мышцы, управление интонацией.

Возможно, взрослому человеку это покажется странным, но нужно озвучивать все, что происходит с ребенком: кормление, купание, одевание. Обращайтесь к ребенку, например: «Дай-ка ручку», «А где у нас носок? Где ножка?», «Покажи носик», вместе удивляйтесь, эмоционально реагируйте на игры и происходящее на прогулке. Расспрашивайте и побуждайтесь на диалог: «Что там?», «Что машинка делает сейчас?».

Вместе с полными сложными для малыша словами, говорите облегченные варианты: «би-би», «ля-ля», «ам-ам».

Когда ребенок немного подрастет, вместе читайте сказки, пусть он подсказывает знакомые слова и узнает героев.

Массаж пальчиков и ладошек развивает мелкую моторику. Игры типа «Сорока-белобока», «Считаем пальчики» заодно развлекут скучающего малыша.

Если ребенок готов заниматься, можно потренировать произносить отдельные звуки, которые обычно появляются в речи первыми (гласные: а, о, у, и, э, согласные: м, б, п, г, к, д, т, х). Чередуйте ритмы, комбинируйте произнесение стишков, сказок с отстукиванием и хлопанием в ладоши. Знакомьте постепенно с понятиями цвета, формы, величины, количества – это расширяет лексический запас и развивание сенсорную базу малыша.

А вот требовать от неговорящего: «Скажи», «Скажи нормально, вот так!» - не стоит. Навязчивые просьбы могут отпугнуть от желания разговаривать. Мягко скорректировать, рассказать, медленно несколько раз проговорить – более предпочтительно.

Общение с сверстниками, импровизированные представления, например, с кукольным пальчиковым театром в садике и дома придают уверенности в себе, развивают креативность и актерское мастерство и улучшают речевые качества.

Однако, если проблема с речью есть, старайтесь не обсуждать это при ребенке и не выражать открытое беспокойство. Каждый имеет право на свои особенности и сроки. Большая часть случаев с задержкой решается вниманием взрослых. Но если речевое развитие заставило себя ждать слишком долго, конечно нужно обратиться к специалистам.