Выбрать
Ваш регион
Да, все верно Выбрать другой

Что такое метод Монтессори?

09/24/2021
Покупатель: Администратор Главный

Монтессори – революционная методика в сфере образования или «хорошо забытое старое»? В чем отличаются принципы монтессори-педагогики от любой другой?

Система Монтессори строится на идеях свободного воспитания с упором на сенсорное воспитание. Его развивают дидактические занятия и среда для принятия малышом самостоятельных решений.

Мария Монтессори – педагог дошкольного образование, врач из Италии. В  19 веке она работал ассистентом врача психиатрической клиники и заметила, что детям с особенностями развития уделяется очень мало внимания. А ведь они даже больше здоровых детей нуждаются в заботе, воспитании и образовании!

Мария решила протестировать систему, где ограничений детей в деятельности не будет, не будет поощрений, оценок, наказаний. Родители и педагоги дают свободу ребенку заниматься тем, что хочется и тогда, когда хочется. Основной принцип системы: «Помоги мне сделать это самому». Однако, взрослые направляют и корректируют этот процесс. Упражнения монтессори развивают интеллект, творческое начало и самостоятельность в игровой форме.

Опробовав систему на детях с задержкой развития, Мария адаптировала ее для других детей. В 1907 году в городе Сан-Лоренцо открылся «Дом ребенка» - первое заведение, работающее по системе Марии Монтессори.

Важные правила методики:

  1. Уважение к личности ребенка. Каждый малыш – уникальная личность. Задача взрослых – не  мешать ей раскрывать свои способности
  2. Саморазвитие. Ребенок развивается самостоятельно. Педагоги подбирают подходящие игры и  упражнения, помогая справиться с трудностями.
  3. Раннее развитие. Согласно методике, основной возраст для обучения длится до шести лет. В этот период формируется психика и интеллект. С возрастом эффективность обучения снижается. Монтессори — методика раннего развития, но в группах могут встречаться дети разного возраста. Монтессори учит старших заботиться о младших, приходить им на помощь.
  4. Свобода. Отсутствие поощрений и наказаний. Если ребенок делает ошибку, преподаватель старается не вмешиваться, чтобы он нашел ее самостоятельно на своем опыте. И лишь если тот не может справиться, помогает.
  5. Использование Монтессори-материалов. Воспитатель предоставляет ребенку материалы и показывает, как с ними работать. Затем малыш выполняет упражнения с этими материалами.
  6. Монтессори-педагоги. К работе в системе допускаются только преподаватели, которые прошли обучение методике, разделяют ее ценности и уважают выбор ребенка.
  7. Индивидуальный темп. Каждый ребенок уникален. Один быстро усваивает уроки и переключается от одного упражнения к другому. Другой – несколько дней может погружаться в материал и разбираться, в чем суть. В одной группе дети могут выполнять разные упражнения и не тормозят друг друга.
  8. Монтессори-класс. В помещении нет привычных парт. Класс разделен на разные зоны:
  • зону реальной жизни, где дети развивают моторику и сосредоточенность, учатся одеваться, чистить посуду, аккуратно вырезать и т.д. Обязательны правила самообслуживания:  например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял.
  • зону сенсорного развития, где они учатся различать свойства предметов. Монтессори заметила, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь и внимание. Поэтому  методика включает много разных упражнений, связанных с нанизыванием предметов, угадыванием их по фактуре и сортировкой.
  • зону развития интеллекта, где ребенок постигает азы чтения, математики, географии;
  • зону двигательной активности, где ребенок тренирует координация и реакцию.

Но даже у такой системы есть свои недостатки.

  • После монтессори-методики детям трудно привыкнуть к обычным школам и детским садам, где нет адаптивности к разным потребностям детей, а педагог воспринимается как авторитет.
  • Поддерживать монтессори-среду дома проблематично
  • Пособия, обучение преподавателей затратно, поэтому пребывание в монтессори-садах дороже обычных.

Что почитать по данной методике?

По системе написано много пособий и книг, перечислим лишь некоторые из них:

  • М. Монтессори. Впитывающий разум ребёнка. Ребенок в семье
  • М. Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию.
  • С. Дэвис. Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка
  • В. Дмитриева. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
  • С. Д'Эсклеб, Н. Д'Эсклеб. Монтессори. 150 занятий с малышом дома